Манипуляция временем в поп-культуре
Прошедшие годы были отмечены появлением своего рода нового жанра: “микро-кино” — видео-клипов, в которых визуальный ряд перестает быть просто сопровождением и репрезентацией текста, а обретает самостоятельность. Мало того: визуальное и акустическое зачастую оказываются полностью независимыми друг от друга, но при этом между ними устанавливается своего рода “связь без связи”. Подобного рода “ге-автономия” акустического и визуального характеризует, с точи зрения Жиля Делеза, наиболее радикальный модус существования кино, делающий возможным непосредственный доступ ко времени и манипулированию им.
Становясь массовым, этот тип образа не утрачивает свою радикальность: анализируя недавние клипы Филиппа Киркорова и Ивана Дорна, групп Ленинград и Литтл Биг, философ Йоэль Регев демонстрирует, что и здесь тема возможности влияния на время и ретроактивного изменения прошлого остается центральной. Теория тшувы (метанойи) рабби Мордехая-Йосефа из Ижбицы и ее материалистическое развитие в контексте актуальной спекулятивной философии служит теоретической основой для прояснения специфики проблемы времени в современной поп-культуре.
Собеседником Йоэля Регева выступает кинокритик Катерина Белоглазова.