Каждый шаг - иероглиф

  • 10 октября 2016
    Как "читать" сад?
    • 10 октября 2016, 20:00
    Регистрация на событие

    Совместно с Институтом Сервантеса в Москве

    Диалог востоковеда-медиевиста и филолога-русиста о взаимодействии литературы и садово-паркового искусства.

    Семен Парижский (ИСАА МГУ)

    Образ сада в средневековой поэзии на иврите

    Андалусский (мавританский) сад являлся важнейшей частью ландшафта средневековой Испании, пережившей расцвет благодаря уникальному сосуществованию арабо-мусульманской, еврейской и христианской культур. Не случайно образ сада стал самым символически значимым лейтмотивом еврейской поэзии этого региона. В своих стихах о саде великие поэты «золотого века» (X-XII вв.) Дунаш бен Лабрат, Соломон ибн Габироль, Моше ибн Эзра отсылают читателя к эстетическим, этическим и религиозно-философским воззрениям - от гедонизма до неоплатонизма, от историософии до визионерского мистицизма. С одной стороны, образ сада становится основным "ключом", дающим доступ к символическому подтексту стихотворения, а с другой, сам сад воспринимается как своего рода "текст", знаковая реальность, декодируемая через поэзию.

    Александра Веселова (Институт русской литературы РАН)

    Описание садов в русской литературе XVIII-XIX вв.

    Сад как самостоятельное произведение искусства всегда осознавался объектом, нуждающемся в дополнительной фиксации: вербальной и визуальной. Поэтому описания садов, как топографические, так и художественные, поэтические, сопровождали садово-парковое искусство во все времена его существования. В России традиция художественного описания сада начинает формироваться в XVIII столетии. Выработка языка, которым можно говорить о садах, начинается в переводах: именно в этот период были предприняты попытки перевести самые значительные европейские садовые трактаты Т. Вейтли и Х.Л. Хиршфельда. Постепенно появляются и поэтические описания садов. Поиск жанра, наиболее адекватного объекту описания, сопровождает смену садовых стилей, и вытеснение регулярного сада пейзажным идет параллельно процессу постепенного размывания жестких жанровых рамок. В результате садоописательная ода, созданная М.В. Ломоносовым, уступает место «прогулке» по саду и дружескому посланию, популярным среди поэтов круга Г.Р. Державина и сентименталистов.

    Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация.

    Сад как текст