Дворцы из бумаги
-
13 октября 2014, 20:00
В японской культуре категории вечного и временного не могут существовать друг без друга, что с наибольшей наглядность проявляется в её архитектурной традиции, в которой принято использовать такие хрупкие, но быстро восполняемые материалы, как дерево и бумага.
Сигеру Бан начал экспериментировать с бумагой в середине 1980-х, хотя заказчики тогда предпочитали сталь и бетон. Но когда в 1995 году сильнейшее землетрясение разрушило город Кобэ, оказалось, что бумажные конструкции Бана строить дешевле, а жить в них намного комфортнее, чем в палатках службы спасения. «По своей сути мои бумажные здания — это навес», — как-то заметил Бан. И хотя проекты архитекторов такого класса как Бан, обычно, ассоциируются с невероятными затратами, бумага позволят ему создавать свои авторские проекты для всех — и беднейших деревень в Африке, и престижных дизайнерских комплексов.
В праздник Суккот (от ивр. суккá – «шалаш») традиционные евреи в память о скитаниях по пустыне на неделю переселяются из постоянных домов во временные сооружения. Суккá как архитектурная манифестация «церемониальной бездомности» оказалась на удивление созвучной реалиям современного мегаполиса. Мобильность населения – главная характеристика современного мира, мегаполис невозможно описать, а тем более влиять на него, говоря лишь о «стационарных» зданиях. Самое главное теперь происходит между ними и зачастую требует временных сооружений. Из-за социальной и политической нагрузки они оказываются не менее значимы, чем дворцы, выстроенные на века. В 2010 году на Юньон-Сквер в Нью-Йорке состоялся конкурс временных сооружений Sukkah City, ставший одним из самых громких урбанистических проектов последнего десятилетия. В 2013 году в прокат вышел одноименный документальный фильм режиссера Джейсона Хатта.
Новой актуальности традиционной временной архитектуры посвящается лекция Анны Гусевой (НИУ ВШЭ), а также демонстрация фрагментов фильма “Sukkah City” с ее комментарием.
Лекция состоится в павильоне Музея современного искусства "Гараж" (архитектор Сигеру Бан, 2012).
Вход свободный, но необходима онлайн-регистрация.