Медведи и вино
-
16 марта 2014, 19:00
Земля, текущая вином
Специальное событие, которое проект “Эшколот” посвятил празднику Пурим, состоялось в Москве 16 марта и получило название лекции-дегустации “Медведи и вино”.
Как с самым веселым и пьяным еврейским праздником связано вино, догадаться не трудно. А вот причем здесь медведи, рассказывали фольклорист, литературовед, антрополог и главный медведовед доктор химических наук Валерий Дымшиц и шеф-сомелье сети винных бутиков “ВИНУМ” Влад Михно. Дымшиц поведал о начале израильского виноделия и брендах израильского вина, проникших в Восточную Европу. А лекция Михно была посвящена последним тенденциям и трендам израильского виноделия.
Несмотря на то, что Пурим не вытекает из Пятикнижия, этот самый еврейский праздник не считается второсортным: нет ни одной локальной еврейской культуры, ни одного еврейского этноса, для которого праздник Пурим не был бы одним из самых главных в годовом цикле. Это еще и самый продуктивный праздник: нет ни одного другого такого, что оказал бы столь большое влияние на формирование самых разных аспектов еврейской культуры – начиная с еврейского театра и заканчивая еврейской музыкой и изобразительным искусством. Суть же праздника Пурим – во внезапном превращении чего-то однозначно ужасного в совершенно противоположное.
Тащили два еврея на палке золотой...
Логотип самого главного винодельческого бренда (и сейчас больше половины производимого в Израиле виноградного вина изготавливается под маркой “Кармель”), который появился в процессе нового еврейского заселения Страны, выглядит так: на палке несут виноградную гроздь.
Когда только что созданное винодельческое предприятие “Кармель” вышло на рынок и искало себе бренд, оно обратилось к этому изображению совершенно неслучайно. Библейский сюжет, который стоит за этим изображением, был хорошо знаком потенциальным потребителям. “И дошли они до долины Эшкол (Гроздевой), и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на двух шестах; и от гранатовых яблок (взяли) и от инжира. (Числа, 13:23)”
Существует большое количество талмудических комментариев, которые подробно объясняют, куда ходили за плодами разведчики из Книги Чисел, что они видели, как несли виноградную ветвь (которая была настолько огромна, что нести ее пришлось на двух шестах) и как роптали, что очень страшно завоевывать землю, которая родит такие плоды, ведь наверняка она заселена огромными людьми или даже чудовищами. А в одном из комментариев популярной книги на идиш Цеена У-Реена (Библия для еврейских женщин), составленной в XVI веке, например, говорится, что эта огромная виноградная гроздь символизирует долю урожая, которая досталась сынам Израиля в земле, текущей молоком и медом.
На иллюстрации к Библии Шокена (Германия, ок. 1300), можно обнаружить, что вышеупомянутую гроздь несут не два человека, а как минимум четыре.
Своего рода канон, в котором несущих традиционно двое, формируется позже. Причем, как и положено разведчикам, они обычно вооружены. Этот сюжет можно обнаружить и в христианской традиции, например, на эмблемах цехов, занимающихся виноделием.
Витраж церкви в Саутгемптоне (Англия, XVI век)
Этот канон перекочевывает даже в шедевры европейского искусства, например, на картину французского художника Пуссена “Осень” (1660 год).
Затем канон превращается в штамп и продолжает появляться в европейском искусстве 19 века, например, в гравюрах Александра Штойбера и Гюстава Доре.
Если же переходить от европейского искусства к еврейской восточно-европейской повседневности, то сюжет с гроздью не только не теряется, но и получает новое воплощение – прежде всего, на надгробиях. Особый смысл этого изображения заключается в том, что как виноградная гроздь стала символом доли урожая еврейского народа в Земле Израиля, так же и покойный может рассчитывать на свою долю земли в Эрец Исраэль в мессианские времена.
Кишинев, фото Д. Гобермана. Вместо воинов изображены медведи из-за неформального восточно-европейского запрета на изображение человека. Человека традиционно заменяли медведем как наиболее похожим существом.
В израильское же виноделие сюжет с виноградной гроздью перекочевал благодаря барону Ротшильду, который финансировал создание первого винодельческого поселения на горе Кармель (“Виноградник Божий”).
Винодельня в Зихрон-Якове, 1892 год
In vino veritas по-израильски
Взяв слово после Валерия Дымшица, Влад Михно начал свой рассказ с археологических данных: первые винодельчески шаги на территории современного Израиля были сделаны более 5 тысяч лет назад – именно таким сроком давности датируются найденные археологами окаменевшие виноградные косточки. Старше израильского виноделия может быть только виноделие Армении. Есть мнение, что всемирно известный сорт “Шардоне” даже имеет израильские корни.
Современная история израильского виноделия начинается в конце 80-х годов XIX века с финансирования уже упомянутым бароном Ротшильдом, к 1972 году случается израильская винная революция – после Шестидневной войны высаживаются первые виноградники на Голанских высотах, и качество вина становится не менее важным для виноделов, чем его кошерность. Первые бутиковые вина появляются в Израиле в 1992 году. В 2008 году первое израильское вино (Yarden Cabernet Sauvignon) входит в ТОП 100 Лучших вин мира по версии Wine Spectator. А к 2012 году одна из израильских виноделен, Golan Heights Winery, получает титул “лучшая «новосветская» винодельня года” по версии Wine Enthusiast и обходит такие страны как США, Канада, Южная Африка, Аргентина, Чили, Новая Зеландия.
На израильской земле нет своих виноградных сортов, а только привозные, и такого сортового разнообразия нет ни в одной другой стране. Площадь виноградников на 2011 год составляет 5 500 га. Каберне Совиньон занимает 25% всех площадей, Мерло – 20% Кариньян – 16%, Совиньон Блан – 5%, Александрийский Мускат - 5%, Шардоне – 4%, Рислинг – 4%. Есть в Израиле и другие сорта, например, Пинотаж, Тоурига Насионал, Тинто Као, Неббиоло, Руссан. Экспортируется израильское вино преимущественно в США, Францию, Великобританию, Нидерланды и Канаду.
Лучшие винодельни Израиля
Всего в Израиле насчитывается более 200 виноделен, самые известные из них – galil mountain (объем производства в год – 1150000 бутылок; на экспорт идет 25% производства; в линейке 14 вин) и Carmel Winery (объем производства в год – 15 000 000 бутылок, занимает более 60% всего рынка израильских вин).
В Израиле (в отличие от всего мира) винодельни работают либо в кошерном режиме, либо в некошерном – производить оба этих типа вин на одной винодельне запрещено. На некошерный режим производства в Израиле ориентированы бутиковые винодельни, которые производят уникальный продукт для американского и европейского рынка. Цена таких вин, как правило, держится на уровне очень хороших европейских производителей.
В Россию же ввозят израильские вина только двух виноделен – Golan Heights Winery и Carmel Winery. Несмотря на это, проекту “Эшколот” и Владу Михно удалось устроить для гостей лекции полноценную дегустацию разных сортов израильских вин, вкус которых описывать словами будет излишним.
Автор текста: Мила Дубровина
ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ:
Live streaming video by Ustream
Если у вас не работает встроенная трансляция, перейдите по прямой ссылке.