Podcast #18 Slow Reading

Подкаст
4 минуты

Скачать эпизод целиком (mp3) | Слушать на: Apple Podcasts | Яндекс Музыка | Spotify | TuneIn | Bookmate

"Медленное чтение" (slow reading) является антитезой "пристальному чтению" (close reading). Я считаю, что еврейские практики чтения могут многому нас научить в плане медленного чтения. Например тому, что чтение – это всегда призыв, зов, рассчитанный на отклик. Только после изобретения чтения про себя чтение становится в прямом и переносном смысле мастурбацией.

В новом выпуске подкаста Radio Eshkolot анфан террибль Jewish Studies Даниэль Боярин (Университет Беркли) рассуждает о медленном чтении под музыку современного московского композитора Алексея Наджарова.

Видео-версия интервью с музыкой и без

Английский оригинал и русский перевод:

Daniel Boyarin. On Slow Reading

I'm glad you said “slow reading” because sometimes people say “close reading” but this is a mistake because close reading is a doctrine that the text is closed and that you can read everything in the text without the world.

This close reading is Protestant reading, it is American Protestant reading and very reactionary practice of reading because it de-politicizes the text completely and de-historicize it and de-contextualizes the text.

But slow reading is a practice of very careful attention to every word to make sense of every word and every rhetorical move and every figure in the text but understanding it to be part of a historical practice, a political practice, a social practice, operations of power.

In one way it is the opposite of close reading and yes I do think that Jewish reading practices can teach us a lot about this kind of reading and that reading is always a call, it's always a call to respond.

Only after silent reading is invented does reading become a kind of practice literally and figuratively of masturbation.

Certain kinds of Hellenistic philosophies and Hellenistic reading practices stem from a Platonistic devaluation of the body visa vie the spirit. So if the body is less important, less valuable than the spirit, if the spirit is the true thing, as Plato says, and the body is just a prison for the soul, then this generates reading practices in which the text itself – the body of the text – also becomes devalued visa vie the logos behind the text or even sometimes just the Logos in a singular sense.

So that certain practices of reading which run away or run past the text very quickly to this of the meaning behind the text go together with the same thoughts about the lack of value of bodily practice or bodily existence, including for instance or not for instance, but very prominently, sex.

Jewish practice resisted this dualism both with respect to text and with respect to body, so that Midrash as a reading practice is a practice that refuses to translate the text to a more abstract level of meaning, rather producing more text, so if a text, if a narrative in particular, has gaps, instead of taking the fingers and translating them into the soul of the text, the Midrash makes more fingers that go together.

Даниэль Боярин. О медленном чтении

Я очень рад, что вы употребляете термин «медленное чтение». Его часто путают с «пристальным чтением» (close reading), но это большая ошибка.

 «Пристальное (close) чтение» основано на представлении о том, что текст «закрыт» (closed), о том, что все можно вычитать в самом тексте, без обращения к внешнему миру.

 «Пристальное чтение» – это американский протестантский подход к чтению, чрезвычайно реакционный, поскольку он де-политизирует, де-историзирует и де-контекстуализирует текст.

В противоположность этому, «медленное чтение» подразумевает внимательное изучение каждого слова, каждой фразы и риторического оборота с учетом политического, исторического и социального контекстов, включая отношения власти.

Поэтому в каком-то смысле «медленное чтение» является антитезой «пристальному (close) чтению». Я считаю, что еврейские практики чтения могут многому нас научить в плане «медленного чтения».

Например тому, что чтение – это всегда призыв, зов, рассчитанный на отклик.

Только после изобретения чтения про себя чтение становится в прямом и переносном смысле мастурбацией.

Некоторые течения эллинистической философии и эллинистические практики чтения берут начало в платоническом принижении ценности тела относительно духа.

Если тело менее ценно и важно, чем дух, являющийся, согласно Платону, истинной реальностью, если тело – лишь темница для души, то вытекающие из этого практики чтения принижают ценность воплощенного «тела» текста относительно логоса, стоящего за текстом, или же Логоса как такового.

Так что практики чтения, которые стремятся как можно быстрее преодолеть сам текст и перейти к смыслу, стоящему за ним, связаны с принижением телесности и сексуальности. Еврейская практика выросла из отрицания такого дуализма, как в отношении тела, так и в отношении текста.

Мидраш, как способ чтения, отказывается переводить текст на уровень отвлеченного смысла, а порождает новые тексты.

Если в тексте, особенно повествовательном, есть лакуны, то вместо того, чтобы уходить от них в духовные сферы, мидраш заполняет их новыми «телесными» элементами.

Интервью проекту «Эшколот», Москва, май 2012

 

Даниэль Боряин – профессор талмудических исследований Факультета ближневосточных исследований и риторики Университета Калифорнии (Беркли). Преподавал в Гарвардском, Йельском, Иерусалимском и многих других университетах мира. Известен применением методов современной литературной критики, психоанализа, гендерной теории и культурной антропологии к изучению Талмуда и иудео-христианских отношений эпохи эллинизма.