Podcast #12 Sound of Metropolis
Скачать эпизод целиком (mp3) | Слушать на: Apple Podcasts | Яндекс Музыка | Spotify | TuneIn
Сто лет назад Веймарский Берлин стал глобальной узловой станцией, местом пересечения миграционных потоков, многоязычным торжищем, лабораторией радикальных технологических, социальных и художественных экспериментов, сопровождаемых экономическими кризисами и декадентской ночной жизнью. Центром последней были знаменитые берлинские кабаре и танц-залы, в которых часто звучала музыка еврейских композиторов Миши Шполянского и Фридриха Холлендера. В очередном подкасте Radio Eshkolot группа новой импровизационной музыки Goat's Notes предлагает свою интерпретацию еврейско-немецкого кабаре 1920-х.
Goat’s Notes: Анастасия Глазкова – вокал; Мария Логофет – скрипка; Анатолий Осипов – саксофон; Илья Вилков – тромбон; Григорий Сандомирский – клавишные; Марк Гайдар – контрабас; Петр Талалай – барабаны
Jonny
Песня про неотразимого соблазнителя - чернокожего скрипача Джонни, которую Холлендер в 1920 году написал для своей подружки Бландины Эбингер (на фото), была настолько вызывающей, что в стандартных версиях, в том числе классической Марлен Дитрих 1931 года, исполнялся либо припев без нарративной части, либо "выбеленные" слова. Поскольку оригинал сложно найти, даем его перевод: Негр Джонни - звезда маленького бара "Пони". Ого, у него под коричневой кожей - черная кровь! Когда он играет на скрипке, водит смычком, то каждую ночь к нему приходит новая белая невеста, ого! Его кошачьи глаза сводят девушек с ума. Маленькие белые руки зарываются в его черные волосы. Девушки окружают его, и как зачарованные напевают ему на ухо: - Джонни, когда у тебя будет день рождения, я приду к тебе в гости на всю ночь...и дальше по тексту. В 1927 году классический композитор Эрнст Кшенек настолько вдохновился песней, что написал про Джонни целую оперу Jonny spielt auf.
Heute Nacht oder nie
Белостокский пианист Миша Шполянский невероятно хорошо умел "входить в роль". За два года до стрейт-свадьбы он под псевдонимом Арно Биллинг сочинил гимн берлинских гомосексуалистов Das lila Lied, посвятив его "папе" веймарского сексуального либерализма Магнусу Хиршфельду, а в 1935 для Поля Робсона создал "нигерийские народные песни", которые настолько понравились нигерийцам, что таки стали нигерийскими народными песнями. Песня про tonight or never - его вклад в развитие звукового кино, она была написана для фильма 1932 года Das Lied einer Nacht, вышедшего сразу в немецкой, английской и французской версиях.
Ich weiß, das ist nicht so
Песня Шполянского из его музыкального ревю Es liegt in der Luft (1928), в котором он открыл и "отшлифовал" талант Марлен Дитрих. В следующем ревю Шполянского ее заметил фон Штернберг, потом "Голубой ангел", и далее по тексту истории XX века. Между прочим, политическое содержание песни не утратило актуальности по сей день.
Morphium
Танцовщица эротического амплуа Анита Бербер отчаянно злоупотребляла алкоголем, кокаином и сексом, став одиозно-легендарной фигурой веймарского Берлина. В кабаре "Белая мышь" коронным номером был танец "Кокаин", в котором ее тело томно вибрировало под вальс-бостон "Морфий", написанный для нее Мишей Шполянским.
Life's a Swindle
После Великого финансового кризиса 1929 года оперетта Шполянского под названием "Всё сплошное надувательство!" имела необыкновенный успех. То, что ее сейчас снова с большим успехом поставили в Берлине должно наводить на тревожные мысли.